Для учеников

Полезные ссылки

Внеклассное чтение Дж.Родари "Джельсомино в Стране лжецов".
Літературне читання (укр.мова) В.Сухомлинський
https://www.youtube.com/watch?v=isCjjbmwfF0


7 природных чудес Украины

Достопримечательности Запорожья

"Страна мастеров"

Словарные слова

 Гласные звуки:                               Гласные буквы:
                      А,0,У,Ы,И,Э .                              А,0,У,Ы,И,Э,Е,Ё,Ю,Я
                        Согласные звуки
      Парные                       звонкие:   б,   в,   г,  д,  ж,   з
                                     глухие:    п,   ф,  к,  т,  ш,   с

     непарные                   звонкие: л,  м,  н,  р
                                    глухие:   х,  ц,  ч,  щ
    Всегда твердые:  ж, ш, ц    
    Всегда мягкие:    ч,  щ, й
    Ь и Ъ – звуков не обозначают
    Е, Ё, Ю, Я  Обозначают мягкость согласного ( МЁД ,  ДЕРЕВО)
                           или  2 звука, после гласной и в начале слова ( МОЁ,  ЯМА)
 Твёрдый согласный звук
Мягкий  согласный  звук
1. Если  после согласного звука стоят:
    А, О, У, Ы, Э
    КАПУСТА,  ЭКСКАВАТОР  
2. Если согласный стоит на конце слова:  НОС
3. Если согласный стоит после согласного: СТОЛ
4. Всегда твёрдые: Ж, Ш,  Ц
    ШИЛО,  ЛОЖКА,  ЦИРКУЛЬ
1. Если  после согласного звука стоят:
    Я, Ё, Ю, И, Е
    МЕБЕЛЬ,   МЯЧИК
2. Если  после согласного звука стоит: Ь знак
    ДЕРЕВЬЯ,  ЛИСТЬЯ
3. Всегда мягкие: Ч, Й, Щ
    ЧАШКА, ЩУКА,  МАЙ


                

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
падежи
1 склонение
м.р., ж.р.
-а,  -я
(папа, дядя, тётя)
2 склонение
м.р., с.р.
-о, -е
(конь, окно, поле)
3 склонение
ж.р.
           ь
(ночь, дочь, степь)
Именительный
-а,  -я
мама, дядя
      -о, -е
   человек  , ,  озеро
      ь         
    тень,  дочь
Родительный
-ы, -и
мамы, дяди
-а, -я
человека, озера
     
    тени,  дочери
Дательный
маме, дяде
 -у, -ю
человеку, озеру
     
    тени,  дочери
Винительный
-у, -ю
маму, дядю
-а, -я, -о, -е
   человека, озеро
      ь
     тень,  дочь
Творительный
-ой, -ей
мамой, дядей
-ом, -ем
человеком, озером
      ь   
  тенью,  дочерью
Предложный
о маме, о дяде
о  человеке, об озере
     
о тени,  о  дочери

Состав слова

1. Окончание
     
Изменяемая часть, которая находится на     конце слова

снег 
  снега 
   снегом


Приставки

Суффиксы
 2. Основа
Часть слова без                      окончания
   
 Машин  а
 


о
об
от
ото
до
под
подо
про
в
во
вы
над
на
рас
раз
за
из
ис
с
при
пре
без
бес





н
инк
ник
ниц
еньк
оньк
к
ик
ок
 ек
 ёк
ов(а)
ев(а)
ск
и 
    е
щик
   чик
   ышк
   ушк
   юшк
   ист
   тель
   оват
   еват
очк
ечк
    ть
    ти
    чь
     л
ся(сь)
3.  Корень
  
Общая часть
родственных                                слов
Снег

снежок
4. Приставка
Перед корнем
 зацветут

расцветут

5. Суффикс
После корня
  цветок

цветочек




ПАДЕЖИ


ПАДЕЖИ
Вспомогательное
слово
Падежные
вопросы
Предлоги
Начальная
форма
Именительный
падеж
есть

   кто?     что?


К
О
С
В
Е
Н
Н
Ы
Е
Родительный
падеж
нет
   кого?   чего?
у, с, без, до, от, из, из-под, возле, подле, для, около
Дательный 
падеж
дам

  кому?  чему?
к, по
Винительный
падеж
вижу
   кого?    что?
в, на, за, под, перед, про, сквозь, через
Творительный
падеж
горжусь
   кем?     чем?
с, за, над, под, перед, между
Предложный
падеж
говорю о
о ком?  о чём?
о, об, на, в, при
     



МЯГКИЙ и ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ
Ь - смягчающий
Ь - разделительный
Ъ –твёрдый знак
1. Пишется в конце и в середине
    слова:  лось, мальчик.
2. Пишется после и перед
    согласными: дяденька
3. показывает мягкость впереди
    стоящего согласного звука:
    большой альбом
    
    
1. Пишется в середине слова:
    жильё, листья
2. Пишется после согласных и 
   перед гласными: и, е, ё, ю, я
   платье, деревья
3. Показывает, что согласный 
   звук не сливается с гласным:
   вьюга, семья, колья
1. Пишется после приставок
    перед корнем: 
    подъезд, въехал
2. Пишется после согласных и 
    перед гласными: е, ё, ю, я
   объяснить, подъём
3. Показывает, что согласный 
звук не сливается с   гласным:
    съездил, объявление 

ЗАПОМНИ ПРАВИЛА!
ЖИ – ШИ
ЛЫЖИ, ШИНА

ЧА – ЩА
ДАЧА, ЩАВЕЛЬ

ЧУ – ЩУ
ЧУГУН, ЩУКА


ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА
ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ

ДОЧКА
СКВОРЕЧНИК
ПТЕНЧИК
БАРАБАНЩИК
СПОРЩИК


ПЕРЕНОСИ СЛОВА ПО СЛОГАМ:

УЧЕ – НИК             МА- ШИ-     НА
РУ  –  ЧЬИ               ВАН – НА
ПОДЪ – ЕЗД           ПАЛЬ - ТО
ЛЕЙ – КА                АКА – ЦИЯ

    НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА:

   КОНЬ, МОСТ,  ОСЁЛ,  ЯМА

ЧАСТИ     РЕЧИ
часть
речи
ИМЯ 
СУЩЕСТВИТ
ЛЬНОЕ
ИМЯ 
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ГЛАГОЛ
МЕСТОИМЕНИЕ
вопросы

КТО?
ЧТО?
КАКОЙ?
КАКАЯ?
КАКОЕ?
КАКИЕ?
н. ф.   ЧТО ДЕЛАТЬ?
н. ф.  ЧТО СДЕЛАТЬ?
ЧТО ДЕЛАЕТ?
    ЧТО СДЕЛАЕТ?
                Ед.ч     Мн.ч
1 лицо  -  Я,     МЫ
2 лицо -  ТЫ,   ВЫ
3 лицо  - ОН,   ОНИ
     ОНА, ОНО

ПРЕДМЕТ
ПРИЗНАК
ДЕЙСТВИЕ
член
пред.
подлежащее,
дополн, обстоят.
определение
сказуемое
подлежащее,
дополнение
род
Ж.Р. кошка
М.Р. щенок
С. Р. озеро
Ж.Р. ласковая
М.Р. шустрый
    С.Р. круглое
       Ж.Р. спит
       М.Р. лает
       С. Р.находится
Ж.Р. она
           М.Р. он
           С.Р. оно
число
единственное ч.
множественное ч.
единственное ч.
множественное ч.
единственное ч.
множественное ч.
единственное ч.
множественное ч.
время

времени нет

времени нет
наст. время (что делает?)
играет, играем
прош. время (что делал?)
играл, играли
буд. время (что сделает?)
( что будет делать?)
поиграет, будет  играть

времени нет

ВЫУЧИ  ПРАВИЛА!


БЕЗУДАРНЫЙ  ГЛАСНЫЙ  В  КОРНЕ:
О, А, Е, И, Я
  
   Если в корне гласный звук 
   Вызвал вдруг  сомнение, 
   Ты  его  немедленно 
   Ставь  под  ударение.
  
ГОРА – ГОРЫ,  ТРАВА – ТРАВЫ, РЯДЫ  –  РЯД


 ПАРНЫЙ  СОГЛАСНЫЙ  В  КОРНЕ:

                        Б    В    Г    Д    Ж    З
                         I     I     I     I      I     I                       
                        П    Ф   К    Т    Ш   С
 Ты  сомнительный  согласный
 Проверяй  скорее  гласной.

 ПЛОД – ПЛОДЫ,  СКАЗКА – СКАЗАТЬ.

 ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ  - ЕК -   ИК :
Чтобы  узнать  какой  суффикс  написать,
Нужно слово изменить и проверить  гласную.
Если гласный  «убегает»,
Нужно – ЕК  писать всегда.
  
 ЗАМОЧ ЕК  – ЗАМОЧ  К  А
   
   ОРЕШ  ЕК –  ОРЕШ  К  А
 
    ЛИСТ  ИК  - ЛИСТ ИК И 
   
   КЛЮЧ  ИК – КЛЮЧ ИК И


 НЕПРОИЗНОСИМЫЙ  СОГЛАСНЫЙ:

Чтобы  проверить  непроизносимые согласные:   в, д, л, т,
нужно подобрать однокоренное слово, чтобы  эти согласные отчётливо  произносились.

 РАДОСТНЫЙ – РАДОСТЬ,
                    
 ЗВЁЗДНЫЙ – ЗВЕЗДА, 

 СОЛНЦЕ – СОЛНЕЧНЫЙ.


СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Падеж
   Мужской  род           Средний род
Женский  род
Множествен. число
И.п.
         какой?                      какое?
ЫЙ  - ИЙ  - ОЙ            ОЕ  -  ЕЕ
лесной    синий          лесное   синее
какая?
АЯ  -  ЯЯ
лесная   синяя
какие?
ЫЕ  -  ИЕ
лесные   синие
Р.п.
какого?
ОГО  -  ЕГО
лесного   синего
какой?
ОЙ  -  ЕЙ
лесной   синей
каких?
ЫХ  -  ИХ
лесных   синих
Д.п.
какому?
ОМУ  -  ЕМУ
лесному   синему
какой?
ОЙ  -  ЕЙ
лесной   синей
каким?
ЫМ  -  ИМ
лесным   синим
В.п.
какой?  какого?                 какое?
ЫЙ - ИЙ - ОЙ - ОГО   ОЕ  -  ЕЕ
лесной    синего          лесное   синее
какую?
УЮ  -  ЮЮ
лесную   синюю
какие?
ЫЕ  -  ИЕ
лесные   синие
Т.п.
каким?
ЫМ  -  ИМ
лесным   синим
какой?
ОЙ  -  ЕЙ
лесной   синей
какими?
ЫМИ  -  ИМИ
лесными   синими
П.п.
о  каком?
ОМ  -  ЕМ
о  лесном  о  синем
о какой?
ОЙ  -  ЕЙ
о лесной   о синей
 о каких?
ЫХ  -  ИХ
о лесных   о синих



РАБОТА  НАД  ОШИБКАМИ
1.Перенос слова (П.С.– раздели  слово  на  слоги, подчеркни  гласные. Напиши ещё  два  слова.
     Делай такоси – на, ка – ран – да – ши, паль - то.
2.Мягкий  знак (М.З.– выпиши  слово  правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё  два  слова.
     Делай так: ходить,  водить, наливать.
3. Жи – ши, ча – ща, чу - щу (Ж.Ш.) – выпиши слово  правильно, подчеркни  правило. Напиши ещё два  слова.
     Делай так: малыши, машина, шило.
4. Безударная гласная (Б.Г.– выпиши  слово  правильно. Поставь  в слове  ударение, подчеркни
    безударную  гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную.
     Делай так: волна – волны, выходил – ходит.
5.Словарное слово (СЛ.С.)– напиши слово правильно три раза.  Запомни, как  оно  пишется.  
     Подчеркни букву, в которой была  допущена ошибка.
     Делай так: ребята, ребята, ребята.
6.Парные звонкие и глухие согласные (ПАР.С.– выпиши  слово  правильно. Подчеркни
    парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
     Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды.
7. Разделительный мягкий  знак (Р.М.З.– выпиши  слово  правильно. Подчеркни мягкий знак.
      Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё  два  слова на это правило.
      Делай так: листья, деревьявьюга.
8. Двойные согласные (Д.С.– выпиши  слово  правильно. Подчеркни удвоенный  согласный.
    Напиши ещё  два  слова на это правило.
     Делай так: группа,  аллея, утренний.
9.Непроизносимые согласные (Н.С.– выпиши  слово  правильно. Подчеркни  непроизносимый 
   согласный. Выдели  корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался.
     Делай так: звёздный – звезда, звёздочка.

10.Состав  слова (С.С.– выпиши  слово  правильно. Разбери его  по  составу.
      Делай так:  приморская
11.Правописание приставок (П.П.– выпиши  слово  правильно. Выдели  в нём приставку. Напиши.
      ещё  два  слова с такой  же  приставкой.
       Делай так: полетели, побежали,   потянули.
12.Правописание предлогов (П.ПР.– выпиши  слово  вместе с  предлогом. Докажи, что предлог
        со словом  пишется  раздельно: между предлогом и словом  подставь другое слово. Подчеркни предлог.
        Напиши ещё  два  слова с таким  же  предлогом.
        Делай такк  (высокому) дереву,  к  (маленькой)  девочке,  к  (грузовому)  самолёту.
 13. Разделительный твёрдый  знак (Т.З.– выпиши  слово  правильно. Подчеркни твёрдый  знак.
        Выдели приставку и  подчерни букву  ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак.
        Напиши ещё  два  слова на это правило.
        Делай так: в ъехал,  с ъезд,  об ъявление.
14. Мягкий  знак после шипящих (М.З. Ш.– выпиши  слово  правильно. Определи род имени 
      существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак  после шипящего.
        Напиши ещё  два  слова на это правило.
                                    ж. р.            ж. р.          ж. р.      м. р.         м. р                м. р
        Делай такночь,  помощь, дочь,  луч,  шалаш,  товарищ.
15. Безударные падежные  окончания (П.О– выпиши  слово  правильно. Выдели  окончание.
      Поставь слово  в  начальную  форму  (И.п), определи  склонение, падеж. Придумай своё слово.  
        Делай так: На  опушке  - опушка,  I  скл,  П.п.
                            На  полянке -  полянка, I  скл,  П.п.
16. Разбор  предложения (Р. П.– выпиши  предложение. Подчеркни главные члены предложения.
       Делай так: Седые  туманы  плывут  к  облакам.                                                     
17. Однородные члены  предложения (О. Ч.– выпиши  предложение. Подчеркни главные и
      однородные члены предложения. Вспомни о знаках  препинания  при  однородных  членах.
        Делай так: Ученики  читали,  решали,  считали.                                                     

Главные и второстепенные члены предложения.


Член
предложения
Вопросы
Что обозначает
Примеры предложений
главные
Подлежащее
кто?  что?
Предмет
 Льёт   дождь.  Он  скоро  пройдёт.
Сказуемое
что  делает? что делал?
что сделает?
что будет делать?
Действие
предмета
Улетают  птицы.

Ученики  читают  и  пишут.
второстепенные
Дополнение
На  вопросы косвенных
падежей:
кого? чего? кому? чему?
кем? чем? о ком? о чём?


Предмет
Летом  я  жил  у  бабушки.

Она  испекла  пироги с  малиной.

К  речке  ведёт  тропа.
Определение
какой?   какая?
какое?    какие?
чей?  чья?  чьё?  чьи?
Признак,
качество,
свойство
предмета.
Зеленеют  молодые  сосны и ели.

За  кустом  мелькнул лисий хвост.

Белые  ручки  чужой труд  любят.

Обстоятельство
где? когда? куда? откуда?
почему?  зачем?  как?
каким образом?
Место, время,
причину,
способ действия.
Утром  дети  шли  по  лугу.

Человек  сидел неподвижно.

Впереди  бежала  собака  Жучка.

Виды предложений.
По интонации
По цели 
высказывания
По наличию главных
 членов предложения.
По наличию второстепенных 
членов.

1) Восклицательное
Мама приехала !

2) Невосклицательное
Мама  приехала .

1) Повествовательное
Мы идём пешком .

2) Вопросительное
Вы  пойдёте  пешком ?

3) Побудительное
Идите  пешком !

1) Простое (одна основа)
Снова  ударил  гром.

2)Сложное (несколько основ)
Снова  ударил  гром, и
начался  сильный  ливень.

1) Нераспространённое
Полил  дождь.

2) Распространённое
К  вечеру  полил
холодный  дождь.

Однородные члены предложения.
   1)   ,   ,      Ласточки ,  утки ,  лебеди  осенью  улетают  на  юг.
   2)   ,   и     Берёзы ,  дубы  и  осины  растут  в  лесу.
   3)    и            Ученики  считали  и  решали на уроках математики. 
   4)   , а           Мы собирали не грибы , а  ягоды.
   5)   , но         Наступила осень тихая , но пасмурная.

                                                      Прямая речь в предложении.
1)      Прямая речь заключается в кавычки  «…..»  и  пишется  с  заглавной  буквы.
  2)   Прямая  речь стоит  перед  словами  автора, то после кавычек ставится тире.
       « Это часы » , - ответила мама .   « Пойдём гулять» - сказал  мальчик.  « Где  Жучка ?» - спросил Тёма.
  3)  Прямая  речь  стоит  после  слов  автора, то перед ней ставится  двоеточие.
     Мишка говорит : «Давай кашу варить».  Папа сказал : «Часы  ходят! » Катя спросила : «Пойдём в кино 



ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ


Лицо
Число
Единственное число
Множественное число

1 лицо

я


мы



2 лицо

ты


вы


3 лицо

    он,        она,        оно
    (м.р.)          (ж.р.)         (ср.р.)


они









Склонение местоимений единственного числа



Вопрос


ПАДЕЖИ
ЛИЦО


1 лицо

2 лицо
3 лицо
М.Р.
Ср.Р.
Ж.Р.
кто?      что?
Именительный
падеж

я

ты

он

оно

она
кого?   чего?
Родительный
падеж

меня

тебя

его

его

её
кому?  чему?
Дательный 
падеж

мне

тебе

ему

ему

ей
кого?    что?
Винительный
падеж

меня

тебя

его

его

её
кем?     чем?
Творительный
падеж

мною

тобой

им

им

ею
о ком?  о чём?
Предложный
падеж

обо  мне

о  тебе

о  нём 

о  нём 

о  ней 
     



Спряжение глаголов
                                                 
лицо
I спряжение
II спряжение


1 лицо
2 лицо

лицо

ЕД.Ч.          МН.Ч.
ЕД. Ч.           МН.Ч.
У (Ю)         ЕМ
ЕШЬ           ЕТЕ
ЕТ              УТ(ЮТ)
У (Ю)            ИМ
ИШЬ             ИТЕ
ИТ                 АТ (ЯТ)
Неопределённая
форма

Все глаголы на

ЕТЬ, АТЬ, ОТЬ, УТЬ

Все глаголы на

- ИТЬ





Исключения:
Брить, стелить.                 
Исключения:
4 глагола на АТЬ +
7 глаголов на ЕТЬ
гнать, держать, дышать и слышать, обидеть, видеть и зависеть,
а ещё терпеть, вертеть
ненавидеть  и смотреть


Как учить стихотворение. 

1. Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней. 

2. Прочитай стихотворение. Какие чувства оно у тебя пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор. 

3. Прочитай стихотворение еще 2–3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу). 

4. Обрати внимание на те места, которые хуже запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листке бумаги, который будет у тебя перед глазами. 

5. Если стихотворение трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую и третью и т. д. 

6. Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после выполнения домашней работы. 

7. Каждый день выразительно рассказывай стихотворение 1–2 раза кому-нибудь из друзей или родителям. 

8. Повтори стихотворение утром перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.
Как работать на уроке в паре. 

Внимательно прочитайте задание. 

Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. 

Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга. 

Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. 

Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку. 

Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. 

Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их. 

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя. 
Как работать над главой учебника. 

Внимательно прочитай название главы, уясни, о чём в ней говорится. 

Прочитай всю главу.  Найди в ней главное. 

Отметь непонятные места, выражения, слова. 

Попытайся разобраться в них самостоятельно. 

В случае необходимости обратись к предыдущим главам, к своим товарищам, а если нужно, к учителю. 

Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. 

Найди эти признаки в примерах. 

Сопоставь изучаемую главу с главой, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. 

Найди в них сходное и различное. 

Установи, что ты узнал из новой главы.

Перескажи содержание главы.

Попытайся запомнить вывод, а правило выучи наизусть. 

Проследи по учебнику, как применяется данное правило. 

Сделай то же на своем примере. 

Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное. 
Памятка - инструкция по самоподготовке. 

Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время. 

Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места. 

Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь. 

Старайся все затруднения разрешить самостоятельно. 

О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике. 

Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику. 

Начинай самоподготовку в определённом порядке. 

Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.
Как решать задачи. 

Прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в задаче. 

Запиши задачу кратко или выполни чертеж. 

Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи. 

Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом? 

Составь план решения. 

Выполни решение. 

Проверь решение и ответь на вопрос задачи.
Как выполнить работу над ошибками по русскому языку.

1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Подумай и напиши ещё одно предложение, подчеркни заглавную букву. Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады. 

2. Пропуск буквы. 

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Делай так: звонок, ученик. 

3. Слог. 

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Делай так: у/чи/тель - 3сл.Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов. 

4. Перенос слова. 

Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: оси-на. Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. 

5. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных. 

Подчеркни мягкий знак Ь. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Например: ель, тень, паль,то. 

6. Гласные после шипящих. 

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: малыши, ежи, карандаши. 

7. Cочетания букв: чк, чн, нщ, щн. 

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова. Например: дочка, мощный, речной. 

8. Ударение. 

Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение. Например: алфавит, азбука, портфель. Передай ритм слова с помощью звука. 

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я). 

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Делай так: сады – сад, волна – волны, червивый – червь. 

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. 

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных сова. Делай так: ягода, ягода, ягода, ягодный, ягодка. 

11. Парные звонкие и глухие согласные. 

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Делай так: мороз-морозы, ягодка – ягода. Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся также, как перед гласными. 

12. Большая буква в имени собственном. 

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Например: Илья, Петров, Мурка, Волга. Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы. 

13. Разделительный мягкий знак. 

Выпиши слово правильно. Запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак Ь. Например: вьюга, листья, воробьи. Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными (е, ё, и, ю, я.) 

14. Двойные согласные в слове. Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Делай так: групп-па, групповой, подгруппа. 

15. Знаки препинания в конце предложения ( . ! ? …) 

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. Например: Слава нашей Родине! Слава труду! 

16. Разбор предложения. 

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены (основу). Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. сущ. гл. Делай так: Седые туманы плывут к облакам. ( - = ) Пов., невоскл., простое, распр. Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам. 

17. Состав слова. 

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши одно, два однокоренных слова. Например: поездка, езда, ездовой. 

18. Правописание непроизносимых согласных. 

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму. Делай так: звёздный, звезда, звёздочка;. честный, честь. 

19. Гласные и согласные в приставках. 

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой. Например: полетели, побежали, потянули; отнёс, отбежал, отлетел. 

20. Правописание приставки со словом. 

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например: заехал, уехал, приехал. Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом. 

21. Правописание предлогов со словом (орфограмма пробел). 

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму пробел. Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу . Запомни! Предлог – это отельное слово, часть речи. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. пр. Например: Лодка отплыла от_ берега. 

22. Разделительный твёрдый знак Ъ. 

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку, подчеркни Ъ. Например: съезд, объявление, объём. Запомни! Разделительный Ъ знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами(я, ю, е, ё) 

23. Мягкий знак Ь на конце существительных после шипящих. 

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Например: луч (м.р.), шалаш, товарищ; ночь (ж.р.), мощь, тушь. 

24. Соединительные гласные в ложных словах (о,е). 

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму. Делай так: водовоз, стеклоочиститель. 

25. Не с глаголом (орфограмма пробел). 

Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. гл гл гл Например: не_ пришёл, не_ выучил, не_ знал. 

26. Однородные члены предложения. 

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого ставишь к ним вопрос. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Сделай схему предложения. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. ( - =, =) Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. ( - = и = ). 

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Проверь словом с ударным окончанием того же склонения , числа и падежа. Делай так: на опушке ( на земле), у речки (нет земли). 

28. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. 

Выпиши имя прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от имени существительного. Определи число, род и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Делай так: к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед. ч., Д.п. 

29. Предлог с местоимением (орфограмма пробел). 

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму. Например: у _ нас, ко _ мне, с _ тобой. Запомни! Предлоги с местоимениями, как и с именами существительными, пишутся отдельно. 

30. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-ого лица единственного числа настоящего времени. 

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму. Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-ое лицо, ед. ч.) Запомни! На конце глаголов 2 –ого лица единственного числа пишется мягкий знак Ь. 

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени. 

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение в глаголе. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед суффиксом –ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. Делай так: пишет – писать, глаг., 1спр., (-е, -ут, -ют) ставит – ставить, глаг., 2спр., (-и, -ат, -ят). 

32. Сложное предложение. 

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую. Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. ( == ----), ( == ----- ). 

Памятка по выполнению работы над ошибками по математике.
 


1. Ошибки в ходе решения задачи: 

- прочитай задачу; 

- составь и сделай краткую запись; 

- реши по действиям с пояснениями и ответом. 


2. Ошибки в ходе решения уравнения: 

- запиши уравнение; 

- назови компоненты; 

- вспомни правило нахождения неизвестного компонента; 

- реши уравнение верно; 

- придумай и реши похожее уравнение. 


3. Сложение и вычитание в пределах 10 и 20: 

- запиши пример верно; 

- повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 10 или 20; 

- реши пример по образцу: 

3 + 5 = 8 10 – 4 = 6 8 + 7 = 8 + (2 + 5) = (8 + 2) + 5 = 10 + 5 = 15 

5 + 3 = 8 10 – 6 = 4 16 – 9 = 16 – (6 + 3) = (16 – 6) – 3 = 10 – 3 = 7 

8 – 5 = 3 4 + 6 = 10 

8 – 3 = 5 6 + 4 = 10 


4. Сложение и вычитание многозначных чисел: 

- повтори таблицу разрядов и классов; 

- запиши пример правильно (разряд под разрядом); 

- повтори таблицы сложения в пределах 10 и 20; 

- реши пример правильно; 

- проверь сложение вычитанием или вычитание сложением. 

Образец: + 48 Проверка: - 82 

34 48 

82 34 


5. Таблица умножения и деления: 

- повтори таблицу умножения; 

- запиши пример и реши его верно; 

- запиши все случаи умножения и деления с этими числами; 

18 : 3 = 6 

18 : 6 = 3 

6 * 3 = 18 

3 * 6 = 18 


6. Внетабличное умножение и деление: 

- запиши пример; 

- разложи одно из чисел на сумму удобных или разрядных слагаемых; 

- реши пример с объяснением; 

- проверь умножение делением или деление умножением. 

Образец: 84 : 6 = (60 + 24) : 6 = 60 : 6 + 24 : 6 = 10 + 4 = 14 

Проверка: 14 * 6 = (10 + 4) * 6 = 10 * 6 + 4 * 6 = 60 + 24 = 84 

Образец: 16 * 5 = (10 + 6) * 5 = 10 * 5 + 6 * 5 = 50 + 30 = 80 

Проверка: 80 : 5 = ( 50 + 30) : 5 = 50 : 5 + 30 : 5 = 10 + 6 = 16 


7. Деление вида 96 : 16. 

- вспомни правило подбора частного. 

- запиши пример и реши его верно. 

- проверь умножением. 

Образец: 96 : 16 = 6 

Проверка: 16 * 6 = (10 + 6) * 6 = 10 * 6 + 6 * 6 = 60 + 36 = 96 


8. Внетабличное умножение и деление: 

- запиши пример верно; 

- вспомни правило умножения или деления в столбик; 

- реши пример; 

- проверь умножение делением или деление умножением. 


9. Ошибки на порядок действий в выражениях со скобками и без скобок: 

- запиши выражение верно; 

- вспомни порядок выполнения действий в выражениях со скобками или без скобок; 

- выполни действия по порядку: умножение и (или) деление, а потом сложение и (или) вычитание; 

- запиши ответ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий